Философия Декарта - картезианство

Философия Декарта - картезианство
кратко
Рене Декарт, подобно Бэкону, резко критически относился к схоластическому наследию средних веков и эпохи Воз-ния. В понимании эксперимента он далеко превосходит Бэкона. Но подход Д. к философской проблематике во многом принципиально иной, чем у Бэкона. Д. очень силен в ма-тематике, не в последнюю очередь отсюда, надо полагать, раз-вивается у него склонность к обобщениям максимально универ-сального философского характера.

Ф-ая проницательность Д. требует от него прежде всего обоснования достоверности знания. Ему слишком хорошо известны доводы скептиков на этот счет. Сам Д. стремится использовать сильные стороны скептицизма, поэтому он считает, что методическое сомнение не только уместно, но и вообще является эффективным приемом в научных исследованиях. Впрочем, Д. не останавливается на методическом сомнении, он ищет основания достоверности знания. Простое бэконовское утверждение относительно достоверной силы эксперимента Д-ту - в силу уже указывавшихся оснований - не подходит. Искать надо не в области эксперимента, а где-то в другом месте. Где? В области человеческого интеллекта, конкретнее, с учетом недостоверности чувственных восприятии, в уме человека, в его разуме. Но прежде чем обратиться к человеческому интеллекту, есть настоятельная ф-кая необходимость обратиться к человеку, носителю этого интеллекта. Отсюда знаменитое картезианское: "Я мыслю, следовательно, существую". Основание всякой достоверности суждений - наличие размышляющего субъекта. Центр и одновременно исходная точка ф-фии Нового времени - размышляющий субъект. Философия Нового времени от принципа абсолютной личности средних веков и принципа чувственно-материальной личности Ренессанса пришла к концепции человека разумеющего.
Итак, началом картезианской философии является данная новая концепция. В самом субъекте основанием достоверности знания является ум. Какой ум? Очевидно, не тот, который склонен попадать в сети беспорядочных рассуждений. Речь идет об уме ясном, отчетливом и внимательном, умеющем проходить все ступени непрерывной дедукции, замыкаемой на экспериментальные факты. Особое внимание должно быть уделено исходному пункту цепи дедукций, ее началу. Началом дедукции является интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция выступает как прямое, непосредственное, рациональное постижение сути дела. Конечно же, в правомерности такой интуиции тоже приходится сомневаться, но на эти сомнения накладываются оковы, ибо содержательность интуиции выясняется в процессе успешно осуществляемой дедукции (движения от общего к частному) и использования соответствующего знания на практике и в эксперименте. Метод Д-та включает: 1) признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью; 2) выделение максимально простых элементов знания; 3) восхождение от простого к сложному.
Выше отмечалось, что философия Бэкона "спотыкается" там, где речь идет о теоретическом знании. Обходит ли возникающие трудности картезианство? По крайней мере отчасти: мы не можем видеть точку, прямую, плоскость, но мы можем вообразить их себе. То же относится к постулатам и аксиомам ф-фии, математики и логики. Если одни идеи человек получает из чувственного опыта, то другие - в результате интеллектуальной интуиции, проясняющей то, что есть в нас от рождения. Теоретические идеи являются врожденными, их основания невозможно обнаружить в эксперименте. Д. стремится объяснить существование теоретических идей исходя исключительно из реальности обособленного от опытно-экспериментального мира субъекта. Пожалуй, это ф-кая крайность, указывающая на слабости позиций философского гения XVII в. То же самое относится к дуализму философии Декарта, противопоставлению материальной субстанции духовной.
Выделив ум человека и обособив его от всего телесного, Д. постулирует наличие двух субстанций: материальной (телесной) и духовной, их главными атрибутами являются, по Д-ту, соответственно протяженность и мышление. Соответствие субстанций друг другу объясняется наличием Бога. У Д-та две субстанции, что вполне соответствует состоянию науки XVII в., когда внутренняя разнородность соответственно материальных и духовных явлений была почти неизвестна. Еще не было достаточных оснований для обособления друг от друга, например, физических и химических явлений. Поэтому Декарт говорит о единой телесной субстанции, причем главным ее непременным свойством, атрибутом считает не время, а протяженность, что соответствует геометрическим наклонностям эпохи ф-софа.
Итак, приведем основные черты философии Д-та:
1. Постулирование исходным пунктом философии реальности мыслящего субъекта.
2. Принцип методического сомнения; интеллектуальная интуи-ция и следующая за ней дедукция.
3. Деление изучаемого явления на составные, мельчайшие части.
4. Восхождение от простого к сложному.
5. Поиск рационального порядка во всем.
6. Развитие концепции врожденных идей.
7. Дуалистичность: представление мира состоящим из двух субстанций.
Индекс историй мертвых философов и их идей

Малый тезаурус мировой философии . 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Философия Декарта - картезианство" в других словарях:

  • КАРТЕЗИАНСТВО — ведущее направление в философии и науке 17 18 вв., оформившееся в качестве рецепции учения Р. Декарта (по латыни его имя звучит как Cartesius отсюда название). К. в целом продолжало основные направления мысли своего основателя. Так, остались… …   Философская энциклопедия

  • КАРТЕЗИАНСТВО — философия Декарта и его учеников. Под картезианством понимают прежде всего философию Лейбница, Спинозы и Малъбранша трех великих «картезианцев». Лейбниц развивает картезианскую физику, создает дифференциальное исчисление, обнаруживает, открыв… …   Философский словарь

  • Картезианство —         направление в философии и естествознании 17 18 вв., теоретическим источником которого были идеи французского философа Р. Декарта (латинизированное имя Cartesius Картезий, отсюда название). К. характеризуется последовательным Дуализмом… …   Большая советская энциклопедия

  • КАРТЕЗИАНСТВО — (от Картезий, Cartesius латинизиров. имени Декарта) термин, используемый для обозначения учения самого Декарта и учений его последователей как в области философии, так и в области естествознания 17 18 вв. ‘Тремя великими картезианцами’… …   История Философии: Энциклопедия

  • Картезианство — философия приверженцев и продолжателей Декарта (латинизированное имя Картезий, отсюда название). Исходным пунктом полагает самодостоверность сознания (cogito, ergo sum мыслю, следовательно существую) и теория врожденных идей, а также… …   Начала современного естествознания

  • КАРТЕЗИАНСТВО — (от Картезий, Cartesius латинизиров. имени Декарта) термин, используемый для обозначения учения самого Декарта и учений его последователей как в области философии, так и в области естествознания 17 18 вв. Тремя великими картезианцами традиционно… …   История Философии: Энциклопедия

  • Картезианство —  ♦ (ENG Cartesianism)    философия Рене Декарта ( 1596 1650), в к рой подчеркиваются силы человеческого разума в поиске истины. Называется также рационализмом …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — – Примыкая в самый начальный период к философии поздней античности, франц. философия рано нашла свой оригинальный образ мышления и изложения. Для нее характерна ясность мышления, она всегда была тесно связана с общественной и политической жизнью… …   Философская энциклопедия

  • ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — см. Нидерландская философия. Философский энциклопедический словарь. 2010. ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (н и д е р л а н д с к а я …   Философская энциклопедия

  • Окказионализм (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Окказионализм. Окказионализм (от лат. occasio  случай, случайный)  философское учение, объяснявшее взаимодействие души и тела посредством вмешательства бога[1], то есть решавшее… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»